Страница обновлена 14.08.2017

ГПОУ ЯО Ярославский электровозоремонтный техникум г. Ярославль. Лицензия №283/16 от 12.05.2016 г.

Страница обновлена 14.08.2017
ГПОУ ЯО Ярославский электровозоремонтный техникум г. Ярославль. Лицензия №283/16 от 12.05.2016 г.

 

ИЗ ИСТОРИИ ТЕХНИКУМА…

 

         История техникума берет начало и неразрывно связана с историей существования завода ЯЭРЗ им Б.П. Бещева (ОАО «Желдореммаш» сегодня).

Строительство главных железнодорожных мастерских Северной железной дороги началось в 1905 году, а торжественное открытие состоялось 20 мая 1912 года. Первоначально в мастерских ремонтировались, как шутили сами рабочие --  «самовары на колёсах», т.е. паровозы, а с 1970 года – это уже электровозы. Именно при мастерских в 1913 году была открыта школа ученичества, где готовились специалисты – слесари по ремонту паровозов для Т.М.Я.(технические мастерские Ярославля). Первое помещение школы ученичества и  технической библиотеки располагалось в здании заводской столовой, в 1915 году  для «школы»  построили отдельное деревянное, а затем одноэтажное  каменное здание с мастерскими. Школа работала по графику: с 8.00 до 11.30 шли уроки (теория), 11.30-12.15 – перерыв на обед, а с 12.15-16.15 –  практика в мастерских на производстве. Для учащихся выделялось полное довольствие: 3-х разовое питание, общежитие, выплачивалась зарплата (еженедельно) согласно тарифов по специальности для учеников. Если к 1914 году в мастерских проходили практику 38 учеников ремесленной школы, то  согласно «Ведомости штата административно-технического, конторского и прочего обслуживающегося персонала на 1928-1929 годы», в мастерских содержалось 135 учеников.

В 1933 году исполнилось 20 лет с момента создания школы ученичества, в честь этой памятной даты силами учащихся был отремонтирован паровоз НВ-22. Возможно на этой фотографии изображены учащиеся, которые стали участниками трагических событий, произошедших 9 июля 1933 года. В этот день учащиеся городских школ и школы ФЗО (фабрично-заводское обучение, ученичества) возвращались с сельхоз работ на баркасе «Четвёртый» и в результате перегрузки баркас перевернулся. Погибло 120 человек, из них 46 человек учащиеся ФЗУ. Весь город был потрясён гибелью молодых людей. Их похоронили в братской могиле на Туговой горе. Позже был установлен памятник. «В память о 46 товарищах, погибших при аварии баркаса на реке Волге», – было написано на мемориальной доске. Сейчас памятник на братской могиле ветшает, нет одной из плит с фамилиями. Но главное – не предать память об этом событии  забвению. Погибли молодые люди: не сложились их семьи, не родились дети, но они должны быть живы нашей памятью…

В годы Великой Отечественной войны многие кадровые рабочие, в том числе и ЯПРЗ (Ярославского паровозоремонтного завода),  ушли на фронт, потребовалось срочно найти им замену. Тогда и была организована школа фабрично-заводского обучения ФЗО-9.

 Первая запись в «Поименной книге» о приеме на обучение появилась 25 сентября 1942 года.

         Учащиеся обучались по профессиям: «Паровозный кочегар», «Кондуктор», «Слесарь по ремонту паровозов», «Слесарь по ремонту  вагонов», «Токарь».  Многие учащиеся, выпускники ФЗО (обучение длилось 6 месяцев), работающие на ЯПРЗ (Ярославский паровозоремонтный завод) уходили на фронт.

         К  концу войны численность работающих составляла 68% от довоенного.

История техникума берет начало в первые годы Великой Отечественной войны и неразрывно связана с историей существования завода ЯЭРЗ им Б.П. Бещева.

За время своего существования  училище неоднократно преобразовывалось:

          -     1957 год  ФЗО -9 было преобразовано в СУ №5 (строительное училище).

-         в 1962 году СУ№5 г. Ярославля реорганизовано в Городское  профессионально-техническое училище № 12 г. Ярославля на основании решения Главного управления трудовых резервов СССР и приказа по областному управлению  № 80 от 29.04.1962года. 

-         В 1977 году Городское  профессионально-техническое училище № 12 г. Ярославля преобразовано в Техническое училище № 12 г. Ярославля на основании приказа Ярославского ОУПТО № 264 от 01.08.77г.

-          В 1984 году в Техническое училище № 12 г. Ярославля реорганизовано в среднее профессиональное техническое училище № 12 (СПТУ-12) г. Ярославля на основании приказа Министерства образования РСФСФ № 242 от 02.10.1984г.

-         В 1989 году среднее профессиональное техническое училище № 12 г. Ярославля реорганизовано в профессиональное техническое училище № 12 (ПТУ-12) г. Ярославля на основании приказа Министерства образования РСФСР № 137 от 17.04.1989г.

-         В 1994 г. Профессиональное техническое училище № 12 (ПТУ-12) реорганизовано в профессиональное училище № 12 (ПУ-12) г. Ярославля на основании приказа Департамента начального профессионального образования и подготовки кадров Ярославской области № 148 от 18.08.1994г.

На 2004 год потребность в слесарях подвижного состава составила на базовом предприятии Ярославском электровозоремонтном  заводе  более 100 человек. Поэтому руководство завода обратилось в училище с заявкой подготовки по профессии «слесарь по ремонту подвижного состава». С 2006 года училище осуществляет подготовку специалистов по данной профессии.

С сентября 2011 года профессиональное училище №12 приступило к обучению по программе начального профессионального образования по профессии автомеханик (водитель категории «В», слесарь по ремонту автомобиля, оператор АЗС)

За время своей деятельности в училище подготовлено свыше семи тысяч пятисот высококвалифицированных работников.

На данный момент техникум производит подготовку по различным образовательным программам в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения по профессиям: «сварщик», «токарь», «слесарь по ремонту строительных машин».